Пошаговые инструкции для самостоятельного SEO-продвижения сайта
866 0
В посте собраны всесторонние инструкции для самостоятельного пошагового SEO-продвижения сайта в ТОП поисковых систем, охватывающие три основных направления: техническую, SEO и юзабилити оптимизацию.
С чего начать? Перед практической реализацией приведённых методик настоятельно рекомендуется согласно инструкциям проанализовать сайт. Выписать все проблемы, полученные в результате анализа, и расставить приоритеты. Перед внедрением дорогостоящих и трудоёмких изменений настоятельно рекомендуется производить сравнительный анализ с ТОП-овыми конкурентами: так появится понимание, насколько сильно стоит вкладываться в проработку данного фактора.
Техническая оптимизация
Техническую оптимизацию сайта полезно начать с проверки индексации страниц.
Индексация
Проверяем индексацию страниц в Яндекс и Google. Количество страниц в индексе должно примерно соответствовать реальному количеству страниц на сайте.
Инструкция по проверке индексации сайта
Настройка файла Robots.txt
Правильная настройка файла роботс напрямую влияет на индексацию. Необходимо проверить:
- Проверить, не был ли случайно заблокирован для поискового робота весь сайт или отдельный его контент
- Проверить структуру сайта в Яндекс.Вебмастере
- Проверить страницы, которые находятся в Яндексе, но нет на сайте
- Проверить страницы, которые находятся в Google, но нет на сайте
- Проверить закрытие от индексации страниц входа в CRM-систему вида «/bitrix», «/login», «/admin», «/administrator», «/wp-admin» в файле robots.txt
- Проверить закрытие страниц с индикаторами сессий
- Проверить закрытие страниц авторизации, смены пароля, оформления заказа и т.д.
- Проверить закрытие страниц с результатами поиска
- Проверить закрытие версий страниц для печати
- Проверить закрытие страниц с дублированным контентом, rss, feed и т.д.
Инструкция по проверке и настройке файла robots.txt
Скрытый контент
Проверка наличия скрытого контента при самостоятельном продвижении необходима для избежания возможных санкций поисковых систем, как Яндекса, так и Google. Необходимо проверить:
- Проверить содержимое страниц при отключенном JavaScript
- Проверить содержимое страниц при отключенных CSS
- Проверить содержимое страниц при отключенном cookies
- Проверить код страницы вручную
- Проверить все элементы
Инструкция по обнаружению скрытого контента на сайте
Ошибки страниц
Ошибки страниц (когда пользователь вместо страницы с полезным контентом видит сообщение об ошибке) вводят в заблуждение и посетителей сайта и поисковых ботом, и, как следствие снижают доверие и тех и других.
Инструкция по проверке сайта на наличие ошибок 400 и 500
Инструкция по проверке ответов сервера на запросы поисковых ботов
Инструкция по работе с ошибками страниц в Google Search Console
Карты сайта XML и HTML
Карты сайта необходимы для ускорения индексации и облегчения навигации пользователей и поисковых ботов на сайте.
Инструкция по созданию карты сайта Sitemap.xml
Инструкция по созданию HTML-карты сайта
Noindex, Canonical
Другой специалист, ранее занимавшийся самостоятельным продвижением сайта, мог случайно закрыть от индексации полезный контент мета-тегом noindex. Все закрытые страницы нужно просмотреть вручную. По тем же причинам полезно проверять корректность использования тегов canonical и noindex (не мета-тег).
Инструкция по поиску страниц, закрытых тегом noindex
Инструкция по проверке корректности использования тегов canonical
Инструкция по поиску тега noindex (не мета-тег)
SSL-сертификат
Использование защищённого протокола является фактором ранжирования в Яндекс и Google.
Инструкция по проверке корректности установки, а также по установке под ключ
Перенаправления
Использование редиректов необходимо практически всем сайтам, чтобы избежать дублирования индексируемых поисковыми системами страниц. Необходимо:
- Проверить 301-редирект с неглавного зеркала сайта с «www» (или без «www») на главное
- Проверить 301-редиректы со страниц вида «index.php», «index.html», «default.html», на страницы без таких фрагментов
- Проверить 301-редиректы со страниц без слеша на конце «/», на страницы со слешем «/» на конце URL
- Проверить отсутствие цепочек редиректов
Инструкция по проверке и настройке корректных редиректов
Главное зеркало
Чтобы поисковые системы понимали, какое зеркало сайта считать основным, его необходимо указывать в консолях Яндекс и Google.
Инструкция по установке главного зеркала в Яндекс.Вебмастере и Google Search Console
Валидность HTML-кода
Валидность кода может оказывать косвенное влияние на положение сайта в результатах выдачи.
Инструкция по проверке валидности HTML-кода сайта
Аналитика
Для получения корректных данных из систем аналитики необходимо убедиться в их корректной установке на всех страницах сайта. Для анализа результативности самостоятельного продвижения важно настраивать цели.
Инструкция по проверке корректности установки кодов аналитики
Адреса страниц
Использование корректных адресов страниц облегчает пользователям взаимодействие с сайтом, помогает в оптимизации страницы. Для существующих страниц необходимо:
- Проверить, не используются ли где-то кириллические символы, пробелы и т.д.
- Проверить, не используются ли слишком длинные адреса страниц
- Проверить, чтобы в адресах не было переоптимизации ключевыми словами
Инструкция по поиску некорректных адресов страниц и правила составления корректных
Аптайм сервера
Важно, чтобы в работе сервера, на котором расположен сайт, не было перебоев.
Инструкция по проверке аптайма сервера
Внутренние ссылки
Корректность использования внутренних ссылок облегчает навигацию посетителей и поисковых ботов, позволяет лучше контролировать распределение ссылочных весов. Необходимо:
- Проверить перелинковку на наличие битых и не работающих ссылок
- Проверить перелинковку на наличие редиректов
- Проверить, что исходящие ссылки отдают ответ сервера 200
- Проверить ссылки на страницы, закрытые в файле robots.txt или мета-тегом роботс
- Проверить наличие тега nofollow
Инструкция по проверке наличия тега nofollow
Микроразметка
Микроразметка помогает поисковикам извлекать и обрабатывать информацию с сайта. Необходимо:
- Проверить использование микроразметки для страницы контактов
- Проверить использование микроразметки для карточек товаров
- Проверить использование микроразметки для видео
- Проверить использование микроразметки для "Вопросов и ответов"
Инструкция по проверке и реализации указанных типов микроразметки
SEO-оптимизация
Поисковую оптимизацию сайта полезно начать с подготовки и оптимизации контента.
Медиа-файлы
При самостоятельном продвижении сайта следует уделить внимание корректной оптимизации медиа-файлов, которая позволяет привлечь дополнительную аудиторию на сайт.
Инструкция по оптимизация атрибутов alt и title изображений
Инструкция по проверке и оптимизации имён файлов, подписей и названий изображений
Инструкция по проверке уникальности изображений
Инструкция по оптимизации видео
Title и description
Оптимизация этих тегов — один из базовых, сильных и неоспоримых в SEO-сообществе факторов, оказывающих влияние на ранжирование. Необходимо:
- Проверить уникальность тегов для каждой страницы
- Проверить оптимизацию тегов для каждой страницы
- Проверить длину тегов для каждой страницы
- Проверить теги для страницы с 404-ой ошибкой
Полная инструкция по оптимизация тегов title и description
Качество информации
Качество представленной информации самым непосредственным образом влияет на доверие пользователей и принятие решения о покупке, что также является одной из целей SEO. Необходимо:
- Проверить, написаны ли статьи любителем с поверхностными знаниями или профессионалом
- Проверить, представлена ли информация наиболее полно и всесторонне
- Проверить, содержит ли статья уникальную неопубликованную ранее информацию
- Проверить материалы на смысловое дублирование
Инструкция по проверке качества и полноты материалов и подготовке статей
Контент
Следующие инструкции позволяют провести полную и всестороннюю проверку и SEO-оптимизацию контента:
Инструкция по проверке уникальности текстов статей и, в том числе, поиску дублей на поддоменах
Инструкция по проверке и наработке добавочной ценности в контенте
Инструкция по проверке сайта на наличие внутреннего дублированного контента
Инструкция по поиску непосадочных страниц без трафика
Инструкция по поиску исходящих ссылок на малоавторитетные ресурсы и продажных ссылок
Инструкция по оптимизации текстов под ключевые слова
Инструкция по проверке текстов на грамматические, орфографические и стилистические ошибки
Инструкция по поиску фактических ошибок в представленных данных
Заголовки H1-H6
Правильное использование заголовков H помогает пользователю сориентироваться на странице, а поисковому боту — разобраться со структурой документа. Необходимо:
- Проверить, что при оформлении текстов используется разнообразие заголовков h1-h6
- Проверить, что соблюдается чёткая иерархия заголовков
- Проверить, что используются текстовые заголовки, а не изображения
- Проверить, что заголовок h1 присутствует на всех страницах
- Проверить, что заголовок h1 не повторяется чаще одного раза на странице
- Проверить, что теги h1-h6 не используются как элементы дизайна или оформления сайта
Инструкция по корректному использованию заголовков H1-H6 на сайте
Внутренняя ссылочная масса
Внутренняя перелинковка является неотъемлемой частью оптимизации, повышая видимость сайта в Яндексе и Google, улучшая удобство использования и ускоряя индексацию. Необходимо:
- Проверить перелинковку в контенте на основе ключевых фраз
- Проверить перелинковку в контенте по смыслу
- Проверить перелинковку в сквозных блоках
- Проверить ссылки на товары
- Проверить наличие блока "Другие статьи по теме"
- Проверить наличие блока "Похожие товары"
- Проверить страницы пагинации
- Проверить ссылки с фильтра товаров интернет-магазинов
Инструкция по проработке внутренней перелинковки во всех упомянутых блоках сайта
Регион сайта
Правильная настройка региона значительно увеличивает шансы на высокие позиции. Необходимо:
- Проверить настройку региона в Яндекс.Вебмастере
- Проверить настройку региона в Яндекс.Справочнике
- Проверить настройку региона в Search Console от Google
- Проверить добавление сайта в Google Мой Бизнес
Инструкция по настройке региона в консолях и сервисах поисковых систем
Ключевые слова
Без правильно собранного, почищенного и структурированного семантического ядра добиться ТОПа в SEO-продвижении сайта невозможно.
Коммерческие факторы
Дополнительные факторы ранжирования для коммерческих сайтов в сети Интернет. Необходимо:
- Проверить наличие детальной контактной информации
- Проверить наличие страниц компании в социальных сетях
- Проверить способы оплаты и доставки
- Проверить наличие способов поддержки пользователей
- Проверить прайс, сертификаты, гарантии, вакансии
Внешняя ссылочная масса
Входящие ссылки по прежнему остаются важнейшим фактором ранжирования в результатах поисковой выдачи, особенно в Гугле.
Инструкция по проверке качества внешних ссылок, удалению и отклонению ссылок
Инструкция по простановке некоторых качественных бесплатных ссылок
Универсальная инструкция простановки "вечных" внешних ссылок в статьях
Инструкция по простановке новых ссылок на форумах и блогах
Сниппеты
Не смотря на кажущуюся простоту, существует большое количество способов повлиять положительным образом на сниппет сайта, улучшив поведенческие факторы в результатах выдачи и увеличив интернет-трафик на сайт. Необходимо:
- Проверить оптимизацию сниппетов ключевыми словами
- Проверить привлекательность сниппетов для потенциальных покупателей
- Проверить наличие спецсимвола в сниппете
- Проверить быстрые ссылки
- Проверить настройку регистра домена
- Проверить использование микроразметки для "хлебных крошек"
- Проверить настройку раздела "Товары и цены" в Вебмастере
- Проверить вывод отзывов и оценки из Яндекс.Справочника
- Проверить вывод рейтинга звёздами в результатах выдачи
Инструкция по проработке сниппетов
Графические элементы
Важные для ранжирования в поиске Яндекс и Google текстовые элементы должны быть выполнены текстом, а не картинкой (например, номер телефона сайта).
Перечень элементов, которые обязательно должны быть текстом
Юзабилити
Анализ и исправление проблем юзабилити сайта полезно начать с проверки наличия необходимых элементов в основных блоках сайта.
Необходимые элементы в основных блоках
Необходимо проверить основные блоки сайта (шапка, футер, сайдбар, главная страница) и убедиться в наличии привычных и удобных для посетителей элементов.
Перечень необходимых элементов в основных блоках
Скорость загрузки
Чем выше скорость загрузки, тем меньше интернет-пользователю приходится ждать в процессе взаимодействия с сайтом, тем лучше для SEO. Необходимо:
- Проверить скорость загрузки страниц сайта
- Проверить, есть ли gzip сжатие на сервере
- Проверить наличие на сайте неоптимизированных изображений
Инструкция по простым методам увеличения скорости загрузки страниц
Оформление
Оформление сайта непосредственным образом влияет на юзабилити. Необходимо:
- Проверить адаптивность
- Проверить кросс-браузерность
- Проверить вертикальный и горизонтальный скроллинг
- Проверить оформление абзацев и списков
- Качество изображений
- Проверить закреплённую шапку сайта
- Проверить индивидуальное оформление материалов
Инструкция по устранению общих проблем в оформлении, влияющих на юзабилити
Другие элементы на сайте
В рамках оценки юзабилити при раскрутке сайта в интернете необходимо также:
- Проверить фавикон
- Проверить обработку ошибки 404
- Проверить регистрацию на сайте
- Проверить исходящие ссылки
- Проверить меню сайта
- Проверить меню "хлебные крошки"
- Проверить поиск по сайту
- Проверить внутренние ссылки
- Проверить формы заказа и обратной связи
- Проверить логотип сайта
- Проверить неиспользуемые элементы
Инструкция по улучшению юзабилити перечисленных элементов
Маркетинговые составляющие
Подразумеваются элементы сайта, повышающие доверие и мотивирующие на покупку и, таким образом, помогающие SEO.
Инструкция по проверке и реализации маркетинговых составляющих