Пошаговые инструкции для самостоятельного SEO-продвижения сайта

49 0

В посте собраны всесторонние инструкции для самостоятельного пошагового SEO-продвижения сайта в ТОП поисковых систем, охватывающие три основных направления: техническую, SEO и юзабилити оптимизацию.

С чего начать? Перед практической реализацией приведённых методик настоятельно рекомендуется согласно инструкциям проанализовать сайт. Выписать все проблемы, полученные в результате анализа, и расставить приоритеты. Перед внедрением дорогостоящих и трудоёмких изменений настоятельно рекомендуется производить сравнительный анализ с ТОП-овыми конкурентами: так появится понимание, насколько сильно стоит вкладываться в проработку данного фактора.

Техническая оптимизация

Техническую оптимизацию сайта полезно начать с проверки индексации страниц.

Индексация

Проверяем индексацию страниц в Яндекс и Google. Количество страниц в индексе должно примерно соответствовать реальному количеству страниц на сайте.

Инструкция по проверке индексации сайта

Настройка файла Robots.txt

Правильная настройка файла роботс напрямую влияет на индексацию. Необходимо проверить: 

  • Проверить, не был ли случайно заблокирован для поискового робота весь сайт или отдельный его контент
  • Проверить структуру сайта в Яндекс.Вебмастере
  • Проверить страницы, которые находятся в Яндексе, но нет на сайте
  • Проверить страницы, которые находятся в Google, но нет на сайте
  • Проверить закрытие от индексации страниц входа в CRM-систему вида «/bitrix», «/login», «/admin», «/administrator», «/wp-admin» в файле robots.txt
  • Проверить закрытие страниц с индикаторами сессий
  • Проверить закрытие страниц авторизации, смены пароля, оформления заказа и т.д.
  • Проверить закрытие страниц с результатами поиска
  • Проверить закрытие версий страниц для печати
  • Проверить закрытие страниц с дублированным контентом, rss, feed и т.д.

Инструкция по проверке и настройке файла robots.txt

 Скрытый контент

Проверка наличия скрытого контента при самостоятельном продвижении необходима для избежания возможных санкций поисковых систем, как Яндекса, так и Google. Необходимо проверить:

  • Проверить содержимое страниц при отключенном JavaScript
  • Проверить содержимое страниц при отключенных CSS
  • Проверить содержимое страниц при отключенном cookies
  • Проверить код страницы вручную
  • Проверить все элементы

Инструкция по обнаружению скрытого контента на сайте

Ошибки страниц

Ошибки страниц (когда пользователь вместо страницы с полезным контентом видит сообщение об ошибке) вводят в заблуждение и посетителей сайта и поисковых ботом, и, как следствие снижают доверие и тех и других.

Инструкция по проверке сайта на наличие ошибок 400 и 500

Инструкция по проверке ответов сервера на запросы поисковых ботов

Инструкция по работе с ошибками страниц в Google Search Console

Карты сайта XML и HTML 

Карты сайта необходимы для ускорения индексации и облегчения навигации пользователей и поисковых ботов на сайте.

Инструкция по созданию карты сайта Sitemap.xml

Инструкция по созданию HTML-карты сайта

Noindex, Canonical

Другой специалист, ранее занимавшийся самостоятельным продвижением сайта, мог случайно закрыть от индексации полезный контент мета-тегом noindex. Все закрытые страницы нужно просмотреть вручную. По тем же причинам полезно проверять корректность использования тегов canonical и noindex (не мета-тег). 

Инструкция по поиску страниц, закрытых тегом noindex

Инструкция по проверке корректности использования тегов canonical

Инструкция по поиску тега noindex (не мета-тег)

SSL-сертификат

Использование защищённого протокола является фактором ранжирования в Яндекс и Google.

Инструкция по проверке корректности установки, а также по установке под ключ

Перенаправления

Использование редиректов необходимо практически всем сайтам, чтобы избежать дублирования индексируемых поисковыми системами страниц. Необходимо:

  • Проверить 301-редирект с неглавного зеркала сайта с «www» (или без «www») на главное
  • Проверить 301-редиректы со страниц вида «index.php», «index.html», «default.html», на страницы без таких фрагментов
  • Проверить 301-редиректы со страниц без слеша на конце «/», на страницы со слешем «/» на конце URL
  • Проверить отсутствие цепочек редиректов

Инструкция по проверке и настройке корректных редиректов

Главное зеркало

Чтобы поисковые системы понимали, какое зеркало сайта считать основным, его необходимо указывать в консолях Яндекс и Google.

Инструкция по установке главного зеркала в Яндекс.Вебмастере и Google Search Console

Валидность HTML-кода

Валидность кода может оказывать косвенное влияние на положение сайта в результатах выдачи.

Инструкция по проверке валидности HTML-кода сайта

Аналитика

Для получения корректных данных из систем аналитики необходимо убедиться в их корректной установке на всех страницах сайта. Для анализа результативности самостоятельного продвижения важно настраивать цели.

Инструкция по проверке корректности установки кодов аналитики

Инструкция по настройке целей

Адреса страниц

Использование корректных адресов страниц облегчает пользователям взаимодействие с сайтом, помогает в оптимизации страницы. Для существующих страниц необходимо:

  • Проверить, не используются ли где-то кириллические символы, пробелы и т.д.
  • Проверить, не используются ли слишком длинные адреса страниц
  • Проверить, чтобы в адресах не было переоптимизации ключевыми словами

Инструкция по поиску некорректных адресов страниц и правила составления корректных

Аптайм сервера

Важно, чтобы в работе сервера, на котором расположен сайт, не было перебоев.

Инструкция по проверке аптайма сервера

Внутренние ссылки

Корректность использования внутренних ссылок облегчает навигацию посетителей и поисковых ботов, позволяет лучше контролировать распределение ссылочных весов. Необходимо:

  • Проверить перелинковку на наличие битых и не работающих ссылок
  • Проверить перелинковку на наличие редиректов
  • Проверить, что исходящие ссылки отдают ответ сервера 200
  • Проверить ссылки на страницы, закрытые в файле robots.txt или мета-тегом роботс
  • Проверить наличие тега nofollow

Инструкция по проверке внутренних, а также исходящих ссылок на ответ сервера и закрытие файлом роботс и мета-тегом

Инструкция по проверке наличия тега nofollow

Микроразметка

Микроразметка помогает поисковикам извлекать и обрабатывать информацию с сайта. Необходимо: 

  • Проверить использование микроразметки для страницы контактов
  • Проверить использование микроразметки для карточек товаров
  • Проверить использование микроразметки для видео
  • Проверить использование микроразметки для "Вопросов и ответов"

Инструкция по проверке и реализации указанных типов микроразметки

SEO-оптимизация

Поисковую оптимизацию сайта полезно начать с подготовки и оптимизации контента.

Медиа-файлы

При самостоятельном продвижении сайта следует уделить внимание корректной оптимизации медиа-файлов, которая позволяет привлечь дополнительную аудиторию на сайт.

Инструкция по оптимизация атрибутов alt и title изображений

Инструкция по проверке и оптимизации имён файлов, подписей и названий изображений

Инструкция по проверке уникальности изображений

Инструкция по оптимизации видео

Title и description

Оптимизация этих тегов — один из базовых, сильных и неоспоримых в SEO-сообществе факторов, оказывающих влияние на ранжирование. Необходимо:

  • Проверить уникальность тегов для каждой страницы
  • Проверить оптимизацию тегов для каждой страницы
  • Проверить длину тегов для каждой страницы
  • Проверить теги для страницы с 404-ой ошибкой

Полная инструкция по оптимизация тегов title и description

Качество информации

Качество представленной информации самым непосредственным образом влияет на доверие пользователей и принятие решения о покупке, что также является одной из целей SEO. Необходимо:

  • Проверить, написаны ли статьи любителем с поверхностными знаниями или профессионалом
  • Проверить, представлена ли информация наиболее полно и всесторонне
  • Проверить, содержит ли статья уникальную неопубликованную ранее информацию
  • Проверить материалы на смысловое дублирование

Инструкция по проверке качества и полноты материалов и подготовке статей

Контент

Следующие инструкции позволяют провести полную и всестороннюю проверку и SEO-оптимизацию контента:

Инструкция по проверке уникальности текстов статей и, в том числе, поиску дублей на поддоменах

Инструкция по проверке и наработке добавочной ценности в контенте

Инструкция по проверке сайта на наличие внутреннего дублированного контента

Инструкция по поиску непосадочных страниц без трафика

Инструкция по поиску исходящих ссылок на малоавторитетные ресурсы и продажных ссылок

Инструкция по оптимизации текстов под ключевые слова

Инструкция по проверке текстов на грамматические, орфографические и стилистические ошибки

Инструкция по поиску фактических ошибок в представленных данных

Заголовки H1-H6

Правильное использование заголовков H помогает пользователю сориентироваться на странице, а поисковому боту — разобраться со структурой документа. Необходимо:

  • Проверить, что при оформлении текстов используется разнообразие заголовков h1-h6
  • Проверить, что соблюдается чёткая иерархия заголовков
  • Проверить, что используются текстовые заголовки, а не изображения
  • Проверить, что заголовок h1 присутствует на всех страницах
  • Проверить, что заголовок h1 не повторяется чаще одного раза на странице
  • Проверить, что теги h1-h6 не используются как элементы дизайна или оформления сайта

Инструкция по корректному использованию заголовков H1-H6 на сайте

Внутренняя ссылочная масса

Внутренняя перелинковка является неотъемлемой частью оптимизации, повышая видимость сайта в Яндексе и Google, улучшая удобство использования и ускоряя индексацию. Необходимо:

  • Проверить перелинковку в контенте на основе ключевых фраз
  • Проверить перелинковку в контенте по смыслу
  • Проверить перелинковку в сквозных блоках
  • Проверить ссылки на товары
  • Проверить наличие блока "Другие статьи по теме"
  • Проверить наличие блока "Похожие товары"
  • Проверить страницы пагинации
  • Проверить ссылки с фильтра товаров интернет-магазинов

Инструкция по проработке внутренней перелинковки во всех упомянутых блоках сайта

Регион сайта

Правильная настройка региона значительно увеличивает шансы на высокие позиции. Необходимо:

  • Проверить настройку региона в Яндекс.Вебмастере
  • Проверить настройку региона в Яндекс.Справочнике
  • Проверить настройку региона в Search Console от Google
  • Проверить добавление сайта в Google Мой Бизнес

Инструкция по настройке региона в консолях и сервисах поисковых систем

Ключевые слова

Без правильно собранного, почищенного и структурированного семантического ядра добиться ТОПа в SEO-продвижении сайта невозможно.

Инструкция по подготовке, сбору, чистке, распределению ключевых фраз и оценке вероятности достижения успеха

Коммерческие факторы

Дополнительные факторы ранжирования для коммерческих сайтов в сети Интернет. Необходимо:

  • Проверить наличие детальной контактной информации
  • Проверить наличие страниц компании в социальных сетях
  • Проверить способы оплаты и доставки
  • Проверить наличие способов поддержки пользователей
  • Проверить прайс, сертификаты, гарантии, вакансии

Список коммерческих факторов

Внешняя ссылочная масса

Входящие ссылки по прежнему остаются важнейшим фактором ранжирования в результатах поисковой выдачи, особенно в Гугле. 

Инструкция по проверке качества внешних ссылок, удалению и отклонению ссылок

Инструкция по простановке некоторых качественных бесплатных ссылок

Универсальная инструкция простановки "вечных" внешних ссылок в статьях

Инструкция по простановке новых ссылок на форумах и блогах

Сниппеты

Не смотря на кажущуюся простоту, существует большое количество способов повлиять положительным образом на сниппет сайта, улучшив поведенческие факторы в результатах выдачи и увеличив интернет-трафик на сайт. Необходимо: 

  • Проверить оптимизацию сниппетов ключевыми словами
  • Проверить привлекательность сниппетов для потенциальных покупателей
  • Проверить наличие спецсимвола в сниппете
  • Проверить быстрые ссылки
  • Проверить настройку регистра домена
  • Проверить использование микроразметки для "хлебных крошек"
  • Проверить настройку раздела "Товары и цены" в Вебмастере
  • Проверить вывод отзывов и оценки из Яндекс.Справочника
  • Проверить вывод рейтинга звёздами в результатах выдачи

Инструкция по проработке сниппетов

Графические элементы

Важные для ранжирования в поиске Яндекс и Google текстовые элементы должны быть выполнены текстом, а не картинкой (например, номер телефона сайта). 

Перечень элементов, которые обязательно должны быть текстом

Юзабилити

Анализ и исправление проблем юзабилити сайта полезно начать с проверки наличия необходимых элементов в основных блоках сайта.

Необходимые элементы в основных блоках

Необходимо проверить основные блоки сайта (шапка, футер, сайдбар, главная страница) и убедиться в наличии привычных и удобных для посетителей элементов.

Перечень необходимых элементов в основных блоках

Скорость загрузки

Чем выше скорость загрузки, тем меньше интернет-пользователю приходится ждать в процессе взаимодействия с сайтом, тем лучше для SEO. Необходимо:

  • Проверить скорость загрузки страниц сайта
  • Проверить, есть ли gzip сжатие на сервере
  • Проверить наличие на сайте неоптимизированных изображений

Инструкция по простым методам увеличения скорости загрузки страниц

Оформление

Оформление сайта непосредственным образом влияет на юзабилити. Необходимо:

  • Проверить адаптивность
  • Проверить кросс-браузерность
  • Проверить вертикальный и горизонтальный скроллинг
  • Проверить оформление абзацев и списков
  • Качество изображений
  • Проверить закреплённую шапку сайта
  • Проверить индивидуальное оформление материалов

Инструкция по устранению общих проблем в оформлении, влияющих на юзабилити

Другие элементы на сайте

В рамках оценки юзабилити при раскрутке сайта в интернете необходимо также:

  • Проверить фавикон
  • Проверить обработку ошибки 404
  • Проверить регистрацию на сайте
  • Проверить исходящие ссылки
  • Проверить меню сайта
  • Проверить меню "хлебные крошки"
  • Проверить поиск по сайту
  • Проверить внутренние ссылки
  • Проверить формы заказа и обратной связи
  • Проверить логотип сайта
  • Проверить неиспользуемые элементы

Инструкция по улучшению юзабилити перечисленных элементов

Маркетинговые составляющие

Подразумеваются элементы сайта, повышающие доверие и мотивирующие на покупку и, таким образом, помогающие SEO. 

Инструкция по проверке и реализации маркетинговых составляющих

Перечень элементов, повышающих доверие к сайту

Комментировать